Закрыть × Позвоните +7 (863) 256-15-45
Экспедиция грузов (транспортная экспедиция) — широкий комплекс услуг по вопросам связанным с перевозкой грузов (исключая саму перевозку), решением всех вопросов разовой и постоянной транспортировки, правовыми аспектами (например таможенным оформлением, получением доверенности на груз, сопроводительных документов и прочее). Иными словами, экспедиционная компания решает все проблемы, которыми грузоотправитель или (и) грузополучатель заниматься по тем или иным причинам не могут.
Для чего это нужно? Прибегая к услугам посредника, третьей стороны, отправитель может не вникать во все тонкости транспортировки, эффективнее расходовать
своё время. Установление договорённостей с перевозчиками в сжатые сроки, перевозки несколькими видами транспорта, оформление тяжеловесных и опасных грузов,
чертежей для РЖД при отправке на открытом подвижном составе, экспорта и карантинных сертификатов — все эти бюрократические препоны, трудности и связанные с ними
временные затраты берёт на себя компания по экспедиции грузов.


Правовые стороны экспедирования грузов

Единые правила экспедирования грузов выработаны Международной федерацией ассоциаций по экспедиционной деятельности. Важным в этих правилах является понятие оказания полных услуг, т.е. доставки «от дверей — до дверей». Такой комплекс обязательно включает следующие моменты:

  • Доставка груза до точки отправления (терминала погрузки, ж/д станции и т.д.);
  • Погрузку в ТС перевозчика;
  • Составление всех расчётов и договоров с перевозчиком, финансовые расчёты на месте;
  • Разгрузку ТС на месте прибытия;
  • Доставку груза до точки получения.

Экспедитор грузов может решать все вопросы сам или взаимодействовать с клиентом, по его требованию. Таким взаимодействием может быть составление маршрута транспортировки (например при использовании разных видов транспорта), страхование груза, информирование о продвижении груза по маршруту и т.д.

При типовой договорённости с клиентом, экспедиционная компания сама заключает договора с другими участниками процесса транспортировки, составляет договора на своё имя, коносаменты, ТТН, разрешений и на перевозку опасных грузов и т.д. Однако возможна договорённость, при которой все договора и документы будут заключаться на имя грузовладельца, хотя это серьёзно усложнит процесс перевозки.

Определения и договор транспортной экспедиции рассматриваются в 41-й главе ГК РФ. Для досконального изучения вопроса рекомендуется прочитать её полностью, однако существуют моменты, на которые стоит обратить особенное внимание. В частности на пункт 2, согласно которому всё описанное в 41-й главе распространяется и на перевозчика, если он исполняет роль экспедитора грузов.


Экспедиция грузов в ФЗ №87


Транспортировка грузов — процедура связанная со множеством динамических факторов из-за которых условия перевозки могут меняться по ходу транспортировки. Предвидеть их все не способен ни один договор и в этом моменте закон даёт вполне логичные послабления.

Если отступление от уже оговорённых указаний необходимо, экспедитор должен уведомить клиента о необходимости эти изменения внести (например изменить маршрут).

В акте освещены наиболее важные моменты взаимодействия отправителя, перевозчика и получателя

Если возможность сообщить об отступлениях отсутствует, экспедитор груза может внести изменения в процесс перевозки под свою ответственность. Невозможность сообщения означает, что ответ от грузовладельца (или другого экспедитора) не получен в течение суток. Тем не менее экспедитор должен уведомить клиента при первой возможности.

Устав автомобильного транспорта — важнейший документ, регулирующий деятельность всех автотранспортных предприятий, а также предприятий и граждан пользующихся их услугами.

В федеральном законе содержится ряд закреплённых определениями понятий: багаж, пассажир, билет, груз

Основные определения понятий

  • Грузоотправитель — лицо (физическое или юридическое), указанное в качестве в договоре о перевозке и в ТТН. Отправитель не обязательно является владельцем груза, но в противном случае должен иметь право выступать от его имени.
  • Грузополучатель — лицо, имеющее право получения
  • Заказ-наряд — одна из форм договора
  • Контейнер — многоразовое оборудование (объём более 1 м³), используемое устранения этапа перегрузки груза с одного ТС на другое во время погрузочно-разгрузочных работ.
  • Перевозчик — индивидуальный предприниматель или юр. лицо, ответственное транспортировку (пассажира, груза, багажа) а также за выдачу груза получателю.
  • Путевой лист — документ, в котором отмечается выполнение запланированных служит для учёта и контроля деятельности водителя.
  • ТТН — документ, подтверждающий существование договора перевозки во время проведения транспортировки.
  • Скоропортящийся груз — требующий при перевозке поддержания температуры, указываемой в договоре перевозки.
  • Фрахт. Фрахтователь — лицо, оплачивающее использование ТС (весь объём или часть). Фрахтовщик — лицо, предоставляющее фрахтователю ТС (или часть его объёма) по договору фрахта.

Стоит отметить, что договор фрахта может заключаться параллельно договору перевозки и вовлекать в процесс транспортировки груза третьи и четвёртые стороны. Т.е. перевозчик может стать фрахтователем и для транспортировки груза (пассажира, багажа) использовать транспортные средства фрахтовщика. Такая ситуация может оказаться весьма запутанной для всех сторон, но наиболее уязвимую позицию в ней имеет конечный перевозчик, ввиду некоторых недоработок, существующих на текущий момент в УАТ и ППГАТ.


Договор перевозки

Спорный момент может возникнуть на любом этапе транспортировки, поэтому отправитель груза, так и его получатель должны отмечать в транспортных документах (к ним относятся путевой лист, транспортная накладная и сопроводительные ведомости) не только время подачи транспортного средства в пункты погрузки или выгрузки, но и время отправления из них.

Следует руководствоваться  Правила перевозки грузов транспортом в том случае, если рассматриваемый момент не указан в договоре напрямую. Например если погрузка (транспортировка или выгрузка) требуют специальных устройств, то установка их производится отправителем, а демонтаж получателем. По стандартному договору это оборудование оставляется получателю, поэтому в договор обычно включается пункт, согласно которому возврат оборудования производится через перевозчика, а работу его оплачивает получатель. Однако существуют пункты, включаемые в договор в обязательном порядке:

  • Предмет соглашения, т.е. оказание услуги по транспортировке груза. Конкретизируется адрес погрузки и выгрузки, условия передачи и приёма груза.
  • Сроки. Существуют нормативы погрузки и выгрузки груза, длительность которых обычно не указывается. Общий срок транспортировки наоборот — один из важнейших пунктов договора, конкретизироваться могут сроки доставки в промежуточный пункт назначения, сроки исполнения обязательств с обеих сторон, т.е. сроки перевозки и оплаты.
  • Стоимость. Цена может указываться вместе с расчётами по текущим тарифам и оплатой дополнительных услуг.
  • Ответственность. В случае неисполнения или некачественного исполнениястандартных работ УАТ предусматривает определённые штрафы, например за срыв погрузки. Однако стороны могут указать собственные санкции за неисполнение тех или иных обязательств.